ВНИМАНИЕ !!! ВЫ НАХОДИТЕСЬ В СТАРОЙ ВЕРСИИ САЙТА. ДЛЯ ПЕРЕХОДА НА НОВУЮ ВЕРСИЮ, ПРОЙДИТЕ ПО ССЫЛКЕ: PROMPAGES.RU
  Деревообработка и лесозаготовка   Приборостроение и радиоэлектроника   Пищевая промышленность
  Строительство и стройматериалы   Нефтегазовая промышленность   Легкая промышленность
  Машиностроение и металлургия   Упаковка и маркировка   Транспорт и логистика
  Энергетика и электротехника   Химия и пластмассы   Промышленные выставки
  OBOsearch поиск оборудования     ГОСТы. Законы. Технологии. СНИПы     Тендеры и закупки  
 







 

Латвия: Железный поток

все публикации   по тематике   по отраслям 
Латвия: Железный поток

Машиностроение и тесно связанная с ним металлообработка являются ведущими (вслед за пищевой) в сфере промышленного производства Латвии. В прошлом году в этой отрасли отмечен стремительный рост выпуска товаров — почти на 36%. Всего же произведено продукции более чем на 640 миллионов латов и отправлено за рубеж на сумму более 467 миллионов латов.

Выше планка

В период с 1999 по 2003 год объем производства (в денежном выражении) подрастал равномерно — в среднем на 17 процентов в год. А прошлый год выдался рекордным. Рост почти на 36 процентов — это не шутки. Причины этой тенденции, по мнению президента Ассоциации предприятий машиностроения и переработки (MASOK) Вилниса Рантиньша, следует рассмотреть подробнее. На стоимости латвийской продукции сказалось повышение стоимости металла: на некоторые его виды — в два раза. Оптовые цены продолжают расти благодаря увеличению мирового спроса на сталь. Связано это с ростом индустриализации Юго-Восточной Азии. Особенно растет потребление металла в Китае и Корее. Отмечен рост стоимости кокса и металлолома.

В Латвии, к примеру, цена на черный лом увеличилась за год почти в три раза (в среднем с 30 до 100 латов за тонну).

Мировые тенденции влияют и на стоимость металла, поступающего из России, Украины и Казахстана. Недалеко то время, когда цены стран СНГ сравняются с европейскими. Влияет на ценообразование также и строительный бум в Латвии. Все большие объемы стали идут на строительную арматуру. Отразился на стоимости металлической продукции и растущий (более 7%) коэффициент инфляции в нашей стране, а также подорожание энергоресурсов. Однако, как подчеркнул г-н Рантиньш, если посмотреть на объем производства в 2004 году с позиции цен 2003 года, то и в этом случае мы наблюдаем заметный скачок по сравнению с равномерно растущей кривой роста выпуска продукции прошлых лет. Несомненно, что этот факт напрямую связан со вступлением Латвии в Евросоюз.

Собственно говоря, рост цен — это нормальная мировая тенденция. Тем более что латвийское правительство побеспокоилось о том, чтобы отрасль машиностроения и металлообработки не простаивала без сырья — металла, который завозится в Латвию из других стран. Нашему правительству удалось отстоять в Брюсселе интересы отрасли (квоты на поставку металла из России, Украины и Казахстана).

Мир без границ

Сегодня почти 75 процентов продукции (на сумму более 467 миллионов латов) латвийских предприятий отрасли машиностроения и металлообработки идет на экспорт в 116 стран мира. Самый крупный партнер — Германия. За рубеж уходит также 95 процентов производимого в Латвии металла (сталь, прокат сплавов цветных металлов, отливки из чугуна и цветных металлов). Он поставляется в Канаду, США, Китай, в страны Западной Европы и другие. Не менее успешно экспортируется и продукция машиностроения, в том числе инструменты и оборудование. Отсутствие границ и таможенных барьеров позволяет четко выполнять сроки поставок, налаживать контакты, находить новых заказчиков. Расширение географии поставок помогает увеличивать объемы производства и чувствовать себя более уверенно даже в отношении валют расчета за поставки. Вилнис Рантиньш пояснил: "Более 80 процентов латвийского экспорта идет в страны Евросоюза. Однако мы работаем и с США и Канадой. Всегда выигрывают фирмы, работающие в разных валютных зонах. Они не испытывают стрессов из-за изменения курса, так как компенсируют убытки за счет других валют".

Предприятия отрасли расширяют свои связи и с Россией. В этом году (с 11 по 16 апреля) представители латвийских машиностроителей и обработчиков металла (Ditton pievadkezu rupn­ca, Jauda, Rebir, Dambis, всего восемь фирм, а также Латвийского агентства инвестиций и развития и MASOK) в десятый раз примут участие в Ганноверской промышленной выставке — крупнейшей в мире. Там будет главенствовать Россия. На открытии будут присутствовать президенты Путин и Шредер.

Кроме того, предприятия отрасли ежегодно участвуют в двух-трех международных выставках машиностроения и металлообработки. Такая тактика помогает предприятиям рекламировать и популяризировать свою продукцию.

Большие и маленькие

В отрасли машиностроения и металлообработки в нашей стране насчитывается более тысячи предприятий. В числе крупнейших — Liepajas metalurgs (строительная арматура, сортовой прокат, проволока, литейная продукция), Krўsainie l¦jumi (алюминиевые отливки в блоках, литые элементы инфраструктуры), Rigas kugu buvetava (корпуса судов и их внутренняя отделка), Lokomot­ve (ремонт пассажирских и грузовых поездов), Rigas vagonbuves rupnica (электропоезда, дизель-поезда, грузовые платформы, вагоны), Rigas elektromasinbuves rupnica (электрооборудование и механизмы для электровозов, трамваев, пассажирских вагонов), Jelgavas masinbuves rupnica (тормозные системы для кранов и шахт и др. оборудование), Jauda, Rebir (электрооборудование электроинструменты), Ditton pievadkezu rupnica (приводные цепи), Dambis (металлоизделия).

На таких предприятиях, как Mono-Transserviss и Madara, делают разные виды прицепов и полуприцепов, в том числе и для сельского хозяйства. Russo-Balt выпускает прицепы для легковых автомашин для перевозки лодок, водных мотоциклов и др., Sidrabe — разрабатывает процессы и высокотехнологичные установки для покрытия поверхностей тонким слоем металла в вакууме и изготавливает их. На Baltrotors поизводят гидравлические ротаторы для кранов и других подъемников. В настоящее время на этом предприятии идет полная реконструкция производства. Оборудованием для отрасли деревообработки занимается группа предприятий под именем Tehnika.

Ряд предприятий отрасли производит товары народного потребления. На Kurzemes atslega-1 делают скобяные изделия, замки разного типа, на Talsu tehnika — деревообрабатывающие машины и оборудование, на Darba spars — алюминиевую и эмалированную посуду, сковородки с тефлоновым покрытием. И, конечно, выпускают точную оснастку — пресс-формы и штампы на предприятиях Tehnoprojekt, Ripo-1, Skan Tooling и др. Развивается также производство оборудования для пищевой промышленности — Peruza.

О больших перспективах роста предприятий отрасли говорит и тот факт, что восемнадцать из них подписали договор о получении средств из структурных фондов ЕС. Имеются положительные сдвиги и в среде малых предприятий, которые заняли на рынке специфические ниши. Такие, к примеру, как разработка нового дизайна продукции (Kokarde, Raunas lauktehnika) и прочее.

Как дома

С надеждой на общий рынок Евросоюза на латвийском рынке открыли свои дочерние металлообрабатывающие предприятия датчане, немцы, норвежцы. Учитывая, что отрасль металлообработки и машиностроения требует больших вложений в организацию производства, можно сделать вывод о том, что иностранные компании пришли в нашу страну надолго. Таким образом, они увеличивают объемы производства латвийской продукции. Как пример можно привести компанию Leax Baltix (производство автодеталей), которая обосновалась в Пиньки в 2001 году, а сегодня собирается расширяться. На этом предприятии установлено современное оборудование с программным управлением. Высокотехнологичным производством является и датская фирма Baltic zinc technics (горячая оцинковка), имеющая рижский адрес. До нее у нас отсутствовала возможность оцинковки крупных деталей. Ряд иностранных производств обосновался в Елгаве и Лиепае. Растет интерес зарубежных производителей и к Даугавпилсу. Как-никак — граница Евросоюза, рядом — огромный российский рынок, к тому же — дешевая рабочая сила Латгалии.

Трудовые резервы

Растет и число занятых в отрасли. Правда, в 2001 году в связи с модернизацией и автоматизацией производства численность работающих в отрасли сократилась почти на 3 тысячи, но затем опять начала стабильно расти. Сегодня в этой отрасли трудится более 32 тысяч человек. С прошлого года численность работающих выросла на 1,5 тыс. человек.

"Меня поражает, что в нашей стране так много безработных, в то время как требуются люди на предприятиях машиностроения и металлообработки, — сетует Вилнис Рантиньш. — Отрасль задыхается без квалифицированной рабочей силы и инженерно-технических работников. Не хватает сварщиков, фрезеровщиков, токарей и рабочих других специальностей. Причем им как воздух необходимы знания для работы на станках с программным управлением. Однако желающих овладевать этими знаниями явно недостаточно. Хотя мы организовали центры обучения в Риге, Валмиере и Елгаве. Причина в том, что в школах молодежь не получает необходимых знаний по математике, физике и химии. Поэтому в профучилищах полгода уходит на овладение точными науками.

К тому же проблема кадров и в том, что сегодня престижны профессии юриста, менеджера, экономиста, но только не инженера. Наше правительство с высоких трибун говорит о том, что латвийская промышленность должна стать высокоэффективной, наукоемкой и производить товары с высокой добавочной стоимостью. Но как можно без хороших инженеров и высококвалифицированных рабочих достичь декларируемых высот?"

Источник: Коммерсант Baltic Daily
  все публикации по тематике по отраслям  


 
 Логин:  Пароль:





Все права защищены и охраняются законом. © 2005–2024  Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения ООО «Эм энд Ти Консалтинг»
Запрещено для детей. Все замечания и пожелания присылайте на partner
Metallpages Top 100   Яндекс.Метрика
Рейтинг сайтов промышленных предприятий