ВНИМАНИЕ !!! ВЫ НАХОДИТЕСЬ В СТАРОЙ ВЕРСИИ САЙТА. ДЛЯ ПЕРЕХОДА НА НОВУЮ ВЕРСИЮ, ПРОЙДИТЕ ПО ССЫЛКЕ: PROMPAGES.RU
  Деревообработка и лесозаготовка   Приборостроение и радиоэлектроника   Пищевая промышленность
  Строительство и стройматериалы   Нефтегазовая промышленность   Легкая промышленность
  Машиностроение и металлургия   Упаковка и маркировка   Транспорт и логистика
  Энергетика и электротехника   Химия и пластмассы   Промышленные выставки
  OBOsearch поиск оборудования     ГОСТы. Законы. Технологии. СНИПы     Тендеры и закупки  
 







 

Обживая внутреннее пространство

все публикации   по тематике   по отраслям 
Обживая внутреннее пространство

Снижение мировых цен и малая емкость внутреннего рынка вынуждают металлургов развивать отрасли-потребители, инвестируя в науку, предлагая новые товары, а то и формируя спрос с нуля

В конце апреля Союз металлургов Свердловской области, объединивший среднеуральские предприятия черной и цветной металлургии независимо от холдинговой принадлежности, подвел итоги 2004 года. По словам Андрея Козицына , президента Союза и генерального директора Уральской горно-металлургической компании (УГМК), благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура позволила практически всем производителям металлов существенно нарастить производство и отчитаться перед акционерами об увеличении прибыли. В денежном выражении, по сравнению с 2003 годом, рост объема производства составил 42%. Но возросли и издержки: на 90% поднялись цены на железную руду, почти втрое подорожал кокс. Свою "ложку дегтя" в снижение рентабельности холдингов внесли естественные монополии, увеличив стоимость электроэнергии на 17,8%, газа - на 20%. На 11% подорожали железнодорожные перевозки. При этом средние цены на продукцию цветной металлургии увеличились на 30%, черной - на 70%, трубной подотрасли - на 50%.

Увеличению производства способствовал рост экспорта изделий из металла практически всей номенклатуры - от чугуна до медной катанки. Однако постепенно наступает насыщение мирового потребления. Отечественные металлурги все больше обращают внимание на внутренний рынок. На Урале, отмечают в Союзе металлургов Свердловской области, налицо "нарастающая диспропорция в развитии экономики в сторону доминирования металлургии и отставания машиностроения и стройиндустрии - наших главных потребителей".

Цены на подъеме

Потребности мировой экономики в меди продолжают расти: не далее как в конце февраля Лондонская биржа зафиксировала новый 16-летний рекорд (3,275 тыс. долларов за тонну рафинированной меди). Но уже в середине марта он был побит: 3,307 тыс. долларов за тонну. Причины - возрастающий спрос со стороны перерабатывающих экономик Китая, США и Японии. Ожидается, что до конца года рынок меди вырастет на 3 - 4%, а мировое потребление составит 17,5 млн тонн (результат 2004 года - почти 16,5 млн тонн).

Высокие цены заставили ведущих мировых игроков объявить об увеличении производства. Как отмечает Александр Ханин , директор по связям с общественностью Русской медной компании, уровень мировых цен серьезно зависит от действий крупнейшего медного холдинга - чилийской Codelco, законсервировавшей ряд производственных мощностей в 2001 - 2003 годах, на время низких цен. Теперь цеха могут быть запущены: президент Codelco Хуан Виларсу заявил недавно, что "высокие цены на медь неприемлемы".

Между тем возобновление производства простаивающих предприятий - дело не одного дня и сопряжено с немалыми расходами. "Очень сложно оценить, какие из этих заявлений носят спекулятивный характер, призванный уже сегодня оказать влияние на рынок, а какие действительно серьезны и связаны с долгосрочными планами, - комментирует Андрей Козицын. - В краткосрочной перспективе цены останутся по-прежнему на высоком уровне, 3000 - 3200 долларов за тонну".

Мировое производство алюминия в первом квартале 2005 года, по данным Международного института алюминия (International Aluminium Institute), выросло на 3,5% - до 7,37 млн тонн. По сравнению с прошлым годом Китай увеличил производство первичного алюминия на 16,6%, остальные страны Азии и государства Западной Европы - на 4,5 и 3,5% соответственно. Зато продолжилось прошлогоднее падение производства в Северной Америке (5,4%). По оценке экспертов Metal Bulletin Research, в этом году спрос превысит предложение на 350 тыс. тонн, это позволит удержать среднегодовую цену за тонну алюминия на уровне 1,805 тыс. долларов (цена 2004 года - 1,717 тыс. долларов).

В марте международное рейтинговое агентство Standards & Poors повысило инвестиционный рейтинг ведущего американского производителя титана компании Timet. Такое решение агентства объясняется подъемом мирового авиастроения: средняя загрузка производственных мощностей по отрасли выросла с 56% в 2003-м до 72% в 2004-м, ожидается, что тенденция сохранится до конца 2005 года. Для единственного российского титанового холдинга "ВСМПО-Ависма" это может означать увеличение поставок для Boeing (в структуре экспорта компании американский рынок занимает 40%) и Airbus.

В поисках новых рынков

Основная причина экспортной направленности российской алюминиевой промышленности, отмечают в Сибирско-Уральской алюминиевой компании (СУАЛ), обусловлена производственным спадом отраслей-потребителей. По данным аналитиков СУАЛ-холдинга, если мировое потребление алюминиевых полуфабрикатов составляет около 20 млн тонн, то внутреннее можно оценить в 240 тыс. тонн. В такой же ситуации производители других цветных металлов.

Одна из основных сфер применения алюминия и особенно меди - кабельная промышленность. Кабель потребляют все развивающиеся отрасли экономики России и СНГ - горнорудная и металлургическая, нефтегазовая и машиностроительная. Ежегодные потребности в электрооборудовании РАО "ЕЭС России" и ОАО "Российские железные дороги" - отдельные и очень емкие рынки. С этой точки зрения вполне логично выглядело вхождение в состав группы СУАЛ кабельных производств - Иркутсккабеля и Кирскабеля (Кировская область). Оба завода входят в пятерку крупнейших российских кабельных заводов, производящих оголенные и жароустойчивые силовые кабели.

Заметны усилия СУАЛа и на потребительском рынке. В планах холдинга - построить в подмосковном Ступино завод по производству алюминиевой посуды с антипригарным покрытием ScovO в дополнение к уже действующему аналогичному предприятию в Каменске-Уральском. Партнерами ScovO по поставкам антипригарного покрытия станут европейский концерн Du Pont и компания Akzo Nobel. Новый завод пройдет сертификацию у поставщиков для получения лицензий на право использования брэндов антипригарных покрытий при продвижении продукции. Сегодня доля принадлежащей СУАЛу марки ScovO на российском рынке посуды с антипригарным покрытием оценивается как 14% в денежном выражении и 18,5% - в штучном (в прошлом году емкость российского рынка такой посуды составила 95 млн долларов или 15 млн единиц). С учетом прогнозируемого роста этого рынка в 2,5 раза (до 50 млн единиц продукции - 250 млн долларов), к 2010 году рыночная доля ScovO должна составить 25% по физическим объемам.

Несмотря на то, что внутренний рынок меди ежегодно прирастает на 15 - 20%, сохраняется экспортная направленность ее производства: в 2004 году из 900 тыс. тонн катодной меди, выпущенной российскими предприятиями, внутри страны переработано чуть больше 300 тыс. тонн. Структура потребления такова: около 200 тыс. тонн - полуфабрикат для кабельной промышленности медная катанка; порядка 100 тыс. тонн - продукция для заводов ОЦМ.

- Несмотря на рост, объем внутреннего потребления пока по-прежнему невелик, - рассказывает Андрей Козицын. - Мы производим гораздо больше, чем применяется внутри страны. Дело в том, что потребление меди в расчете на одного человека у нас не превышает 1,5 - 2 кг: это в три-четыре раза меньше, чем в развитых странах. Но по мере того, как российская экономика начнет приближаться к уровню развитых стран, можно прогнозировать существенный рост использования меди в системах отопления, вентиляции, кондиционирования, во всем жилищно-коммунальном хозяйстве. В наших климатических условиях объемы потребления могут быть еще больше. Иными словами, внутреннему рынку есть куда развиваться.

УГМК, как и СУАЛ, стремится к расширению товарного ряда, прежде всего - в соответствии со структурой потребления. Один из основных российских производителей силовых и изолированных кабелей "Сибкабель", входящий в состав УГМК, продолжает наращивать производство. По итогам 11 месяцев прошлого года он увеличил выпуск шлангового провода на 148,8% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), неизолированного провода - на 110,6 %, обмоточного провода со стеклоизоляцией - на 112,6%. В 2005 году предприятие планирует выпустить 81,3 тыс. км кабелей, или на 105,4% больше, чем в 2004 году.

Уникальные конструкционные (легкость и прочность) и антикоррозийные свойства титана обусловили его применение в целом ряде отраслей. 65% титановой продукции ВСМПО-Ависма предназначено для использования в авиакосмической промышленности. Но поскольку эта отрасль российской экономики не в состоянии востребовать весь металл корпорации, уровень производства ВСМПО-Ависмы крайне зависим от потребностей мировой экономики. Впрочем, и здесь возможна диверсификация товарного ряда: один из серьезных потребителей титана и его сплавов с особыми антикоррозийными и теплообменными свойствами - атомная энергетика, особенно АЭС, работающие с морской водой. Незаменимы изделия из этого металла при строительстве нефтегазовых платформ, работающих на морском шельфе. Наконец, порядка 5 тыс. тонн низкосортных титановых сплавов используется ежегодно в производстве головок титановых клюшек. Как отмечают в ВСМПО, если в перспективе будет найдена замена титану в этих изделиях, останутся потенциальные рынки товаров для спорта и отдыха: альпинистское снаряжение, велосипеды, ручной инструмент. В планах ВСМПО - увеличение производства титановых изделий для этой нестандартной с точки зрения оборонного предприятия рыночной ниши.

Смычка с наукой

Наращивание конкурентных преимуществ немыслимо без инвестиций в инновационные разработки со стороны как повышения эффективности производства, так и расширения рынка сбыта. Характерный пример: в апреле СУАЛ открыл на Уральском алюминиевом заводе (УАЗ) первый экспериментальный участок из шести электролизеров с силой тока 300 кА, разработанных Сибирским научно-исследовательским конструкторским и проектным институтом алюминиевой и электродной промышленности, входящим в структуру холдинга.

Главная особенность участка на УАЗе - экспериментальность. В его основную задачу собственно выплавка металла не входит, это своего рода полигон для обкатки современной технологии производства первичного алюминия из глинозема. "В истории развития советской и российской алюминиевой промышленности такого участка не было, - говорит первый вице-президент СУАЛ-холдинга Владимир Скорняков . - Я знаю лишь одну компанию в мире, у которой есть такой участок, - Pechiney (Франция). Электролизеры будут подвергнуты самым жестким испытаниям, предельным нагрузкам вплоть до разрушения. Будем подбирать параметры, испытывать новые методы загрузки, новые приборы, автоматику для того, чтобы потом выработать технологию, обозначить самые эффективные параметры и поставить новые электролизеры на Иркутском и Богословском алюминиевых заводах". Этот первый этап технического перевооружения предприятий первичного передела обошелся СУАЛу в 14,7 млн долларов, однако в компании уверены, что вложения окупятся уже при массовом внедрении оборудования хотя бы на одном из заводов группы.

Другой характерный пример - создание ООО Национальная инновационная компания "Новые энергетические проекты", учредителями которой стали Российская академия наук и ГМК "Норильский никель". Новая компания займется коммерциализацией разработок РАН в области водородной энергетики и топливных элементов. Согласно подписанному в конце 2003 года соглашению между учеными и металлургами, "Норникель" инвестировал почти 40 млн долларов: создание современных топливных элементов ему выгодно, так как при их изготовлении используются драгоценные и цветные металлы, производимые компанией - палладий, платина, никель, медь.

Одиночное плавание

Основным фактором, сдерживающим развитие отечественной металлургии, в Союзе металлургов Свердловской области называют недоброкачественность общего инвестиционного климата - условий, при которых наращивание производства было бы эффективно. Среди основных негативных явлений - годовое планирование тарифов естественных монополий (сегодня только железнодорожники заявили о переходе на трехлетнее планирование), медленные темпы возврата НДС по затратам в капстроительство, низкие амортизационные отчисления.

СУАЛ, реализующий амбициозный проект "Коми-Алюминий", так и не смог привлечь к строительству глиноземного завода иностранного партнера: одним из основных условий соинвестирования, выдвигаемых иностранцами, были долгосрочные гарантии энергообеспечения. "Ни одна алюминиевая компания в мире не начнет строить завод, пока у нее не будет гарантий от правительства и энергетиков по поставкам необходимых объемов энергии по реальной цене, - утверждает Владимир Скорняков. - От правительства нам ничего не нужно, а от энергетиков необходимы гарантии хотя бы на срок окупаемости проекта (это 8 - 10 лет) по ценам, которые рассчитываются по ясной формуле. Мы понимаем, что есть инфляция, что растут цены на энергоносители. Но давайте привяжем цену на электричество к мировой цене на алюминий. Цена пойдет наверх - мы готовы поделиться, опустится - тогда уж вы пойдите на уступки. Проблема в том, что вообще ничего не происходит".

В результате СУАЛ привлек к реализации проекта "Коми-Алюминий" российского конкурента - "Русский алюминий", испытывающего, в отличие от СУАЛа, недостаток в сырье. Возможно, объединение усилий при лоббировании собственных интересов, будет способствовать созданию инвестиционного климата в отдельно взятой отрасли.

Развитие цветной металлургии сдерживает краткосрочное планирование тарифов естественных монополий

Источник: Эксперт-Урал
  все публикации по тематике по отраслям  


 
 Логин:  Пароль:





Все права защищены и охраняются законом. © 2005–2024  Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения ООО «Эм энд Ти Консалтинг»
Запрещено для детей. Все замечания и пожелания присылайте на partner
Metallpages Top 100   Яндекс.Метрика
Рейтинг сайтов промышленных предприятий